Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

20.02.2021 13:42

ИЛСУР ИБРАГИМОВИЧ АЙНАТУЛЛОВ: «Надо чаще выступать на сцене»

 

В который раз мэтр духового музыкального искусства Илсур Ибрагимович Айнатуллов приезжает из Казани в Новомосковск, чтобы руководить работой жюри по классу деревянных духовых инструментов на Всероссийском конкурсе исполнителей «У звенящих истоков Дона». Он согласился ответить на некоторые вопросы интервью, чтобы поделиться своими мыслями о развитии исполнительского искусства, о конкурсе, его задачах, главная из которых – формирование и воспитание новых музыкантов.

 


Илсур Ибрагимович Айнатуллов – талантливый фаготист и педагог, заслуженный артист Республики Татарстан, профессор Казанской консерватории им. Н.Г. Жиганова, заведующий кафедрой деревянных духовых инструментов.


 

Вот уже более 30 лет Илсур Ибрагимович воспитывает будущих исполнителей – солистов и артистов оркестров. В его классе всегда царит тёплая, дружелюбная атмосфера. Ученики, даже те, кто давно выпустился, с удовольствием приходят сюда, как в родной дом.

С нашим городом и, в частности, с Новомосковским музыкальным колледжем им. М.И. Глинки музыканта связывает тесное сотрудничество и общие профессиональные интересы, обусловленные тем, что именно здесь проводится открытый Всероссийский конкурс исполнителей на духовых и ударных инструментах «У звенящих истоков Дона». Профессиональному взаимодействию, творческой дружбе с новомосковскими коллегами способствует и то, что директор колледжа, Заслуженный работник культуры РФ Александр Валентинович Скуднов – тоже выпускник Казанской государственной консерватории имени Н.Жиганова. В 1995 г. он окончил аспирантуру-стажировку в классе Заслуженного деятеля искусств, профессора Ф.Ш.Мансурова по специальности «Оперно-симфоническое дирижирование». Много внимания и сил Александр Валентинович вместе с коллективом единомышленников уделяет развитию, совершенствованию юных музыкантов, исполнителей на самых разных инструментах. Многочисленные конкурсы, проводимые в Новомосковске, серьезно этому способствуют.

В рамках проведения конкурса председатель жюри поделился своими впечатлениями, мыслями, а также, ответив на вопросы интервью, озвучил некоторые пожелания юным артистам.

 

Илсур Ибрагимович, на конкурсе «У звенящих истоков Дона» Вы уже много раз возглавляли жюри по классу деревянных духовых инструментов. Трудно представить, сколько подобных событий Вы посещаете по всей стране. Насколько важно, чтобы такие конкурсы проходили, чтобы на них юные исполнители могли показывать себя на сцене?

Новомосковский музыкальный колледж для меня – это, без преувеличения, уже как бы родное место, куда я приезжаю каждые два года. За всю историю проведения конкурсов «У звенящих истоков Дона» я пропустил лишь один, и на то были веские причины.

Я считаю, что без подобного опыта просто не будет профессионального роста, развития музыкантов. Конкурс – это всегда состязание, а значит, без труда к нему не подготовишься. Нужен труд самих участников, педагогов, концертмейстеров. Каждый раз это большая проделанная работа не только их, но и всего колледжа в целом. В Новомосковске к этому очень ответственно, трепетно относится директор колледжа Александр Валентинович Скуднов. Без его участия, без его инициатив конкурс просто не состоялся бы. Являясь дирижером Новомосковского симфонического оркестра, он понимает, что важной составляющей любого подобного коллектива является группа духовых и ударных инструментов. Без них это будет лишь камерный оркестр. Ваш коллектив – Новомосковский симфонический оркестр – побывал во множестве городов России и мира, выступал в Париже, в Вене – столице музыкальной Европы, блестяще выступил в Концертном зале Казани, во множестве других стран и городов. Без полноценного состава всё это было бы просто невозможно.

Этот конкурс уже шестой по счету, и с каждым разом я замечаю, что уровень исполнителей растёт. Ребята приезжают подготовленные, потому что знают: просто так здесь не пройдешь, профессиональный уровень конкурса очень высок. Юные музыканты стали играть более технично, с лучшим звучанием. Они не играют просто музыкальный текст, а исполняют его с собственным отношением, выразительно и глубоко осознанно.

 

Расскажите об основных критериях оценки участников, и еще очень интересно, насколько в работе жюри играют роль интуитивные ощущения, ведь участники, особенно младшего возраста, волнуются, и это может негативно повлиять на выступление.

Мы ко всем относимся с пониманием, ведь это дети, и волнение у них всегда присутствует, но стараемся быть объективными – по-другому нельзя. Во-первых, юный исполнитель в итоге должен понимать, насколько он выполнил все свои задачи, и также в зале присутствуют сами участники, педагоги. Выступление проходит как на ладони, всё слышно, поэтому оценивается всё максимально честно и справедливо.

Критериев довольно много – это техника, звук, интонация, музыкальность и выразительность исполнения, штриховая культура, сценический артистизм и т.д. И все они должны присутствовать у музыканта в конкретном произведении. При дальнейшем обсуждении мы всё учитываем. Даже при наличии каких-то технических погрешностей на них смотрим не так критично, если этот музыкант играл ярко, эмоционально, проявляя свою индивидуальность. И это правильно, ведь живое исполнение обязательно влечет за собой живое восприятие музыки.

 

Илсур Ибрагимович, что бы Вы пожелали юным музыкантам, и как посоветовали бы им справляться с волнением?

Преодолеть волнение очень непросто, и мы все в своё время прошли через это. Даже когда в классе получается отлично, на сцене ребята, студенты многое теряют в исполнении, потому что волнуются. Как это перебороть? Мы говорим, что надо чаще выступать. Потому конкурсы, подобные этому, молодым музыкантам просто необходимы. Надо чаще выступать на сцене при любой возможности, будь то своя музыкальная школа или другие выступления, даже в небольшой аудитории. Главное – ощущение, что тебя кто-то слушает. Когда очень долго юный музыкант готовится, отдает этому время, силы, и вдруг из-за волнения что-то не получается. Представляете, какая это травма для него! В такие моменты для него важно не просто донести что-то до слушателей или жюри, а еще доказать самому себе: я что-то могу! Это связано, в том числе с психологической готовностью, с умением собраться, взять себя в руки, выдать всё лучшее, на что способен. Иногда для большей уверенности надо побольше позаниматься. Я своим студентам тоже говорю: «Если ты волнуешься за текст исполняемого произведения, значит ты где-то не доделал. Значит надо железобетонно выучить текст, чтобы уверенность в нём была гарантирована. Всё остальное – звучание, вдохновение – приходит, когда ты свободен от текста, когда уверен в нём и не волнуешься. Тогда по-настоящему исполняешь на сцене, музицируешь. В такие моменты и возникает музыка. И здесь, «У звенящих истоков Дона» её было очень и очень много.


Интервью записала
Библиотекарь НМК имени М.И.Глинки
В.Н.Супрун